Почему во время революции грызли семечки
Смещенная активность, вероятно, объясняет странное поведение людей в турбулентные времена истории, во время революций, массовых волнений. И. Бунин, А. Толстой и многие другие современники революций и гражданской войны в России замечали и раздражались, что массы людей грызли семечки[217].
«Весь день, праздно стоящий с подсолнухами в кулаке, весь день механически жрущий эти подсолнухи дезертир. Шинель внакидку, картуз на затылок. Широкий, коротконогий. Спокойно-нахален, жрет и от времени до времени задает вопросы,- не говорит, а все только спрашивает, и ни единому ответу не верит, во всем подозревает брехню. И физически больно от отвращения к нему, к его толстым ляжкам в толстом зимнем хаки, к телячьим ресницам, к молоку от нажеванных подсолнухов на молодых, животно-первобытных губах.»[218] Великий писатель И. Бунин живо представляет нам образ деревенского парня, полностью потерявшего социальные ориентиры, не знающего, куда податься, что предпринять. Этот коротконогий (что было типично для тогдашнего российского крестьянства) парень стал основой Красной Армии, когда большевики вовлекли его в свое движение, поставили понятную цель и очевидного врага – такого вот стройного красавца Бунина, и выросшего по-другому, и презирающего коротконого, с толстыми ляжками и телячьим ресницами парня.
Вполне вероятно, что грызение семечек в те трагические для людей дни было смещенной активностью, отражавшей внутренний конфликт и растерянность. Неуместная, казалось бы, пищевая активность заменяла более адаптивное поведение. Впрочем, и сегодня мало кто может сказать, что должен был делать молодой солдат. Для сравнения вспомним поведение людей, целеустремленность которых перевернула русский мир. Они
не грызли семечки.
Их активность была иной[219]:
– Товарищи,
не останавливаться!
Чего стали?
В броневики
и на почтамт!
–По приказу
товарища Троцкого! –
– Есть!
– повернулся
и скрылся скоро,
и только
на ленте
у флотского
под лампой блеснуло
– «Аврора».