Эмоция – боязнь предстоящего – как причина паники
Внимание участников паники всегда направлено в будущее, к тому что может угрожать, но не к тому, что уже случилось. Например, во время землетрясения человек думает: «Я могу погибнуть, если останусь стоять здесь».
Важное наблюдение – люди боятся предстоящего, не того, что реально происходит. Это эмоциональное состояние. «Если я буду стоять, я буду убит», — таково состояние людей в состоянии паники. Например, рабочий на взорвавшейся фабрике говорит: «Пыль и куски стен падали вокруг. Моя первая мысль была, что что-нибудь упадет на меня и убьет. Моя главная мысль была куда бежать»[238].
Мы рассматриваем панику как нормальный поведенческий акт, свойственный коллективу людей или животных. Мы поддерживаем идею, что в поведении группы животных мы не находим неадаптивного поведения. Но мы понимаем, что в каких-то случаях адаптация может становиться неадаптивной. Пример — охота людей с моторной лодки на воде на северных оленей, на линных гусей и лебедей. Адаптация работает в условиях, к которым она адаптировалась в эволюции. Собравшись в воде плотной массой олени, гуси, лебеди используют защитные эффекты стада (стаи) – “dilution”, “swamping”. Но эта адаптация бесполезна при встрече с человеком, которому хочется убивать еще и еще, в расчете на запасание провизии на зиму.
При испуге копытных животных в первые мгновения проявляются физиологические реакции, вроде учащенного сердцебиения, учащения дыхания, повышается потенциал бедренной мышцы, что, по мнению А. Слонима, соответствует готовности к бегству[239].
Существует несколько моделей, объясняющих соматические и психические расстройства при панических состояниях. Показано, что такие состояния возникают при дисфункции норадренергетической активности. Лекарства, понижающие порог физиологического возбуждения, редуцируют и интенсивность ощущения страха.
В норме страх проявляется у животных в попытках убежать, отдалиться от человека или места пленения. Известны и такие проявления страха как дефекация и уринация, а также «замерзание», т.е. застывание в неподвижной позе. Также и у людей «замерзание» в состоянии ужаса, неспособность «шевельнуть даже пальцем» — давно известный феномен.
Сейчас, чаще используют многомерные модели паники, включающие и физиологические, и психологические причины. Не только ужасы войны, но и много других опасностей жизни вызывают у слабого человека сильнейшие реакции, которые запечатлеваются надолго или навсегда. Эмоции – важнейший фактор возникновения паники. Слухи, сочетаясь с имеющимися у человека материальными и психологическими проблемами, возбуждают высокий уровень эмоций.
Согласно П. Симонову[240], «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения».
Постмодернистское толкование паники основано на представлении о катастрофичности современной жизни[241]. Философское направление «постмодернизм» полагает, что жизнь сама по себе тревожна, паника – это лишь метафора, обозначающая распад, хаос современной жизни. При таком подходе панику нельзя связывать только с моментами катастроф. Необходимо рассматривать панику в ряду других психологических нарушений, как например истерия. Такой подход ставит под сомнение исключительность поведения толпы в особые моменты жизни.
Для исследователя поведения главный вопрос — можно ли говорить о том, что в моменты паники работают специфические инстинктивные механизмы поведения, как их понимает этология (врожденная или близкая к ней реакция на эффективный стимул). Это возможно правильно в отношении первой стадии паники. Во вторую и последующие уже включается опыт людей в столкновения с неординарными ситуациями.