Архитектура безопасности. Мекка
Не припоминается другого места на Земле, где было бы столько сделано для безопасного движения масс людей и где все же чуть ли не ежегодно гибнут тысячи паломников. Во время хаджа мотивация паломников достичь священного места столь сильна, «решимость побить шайтана» (читайте рассказ паломницы) столь доминирует, что лишь хорошо продуманная архитектура проходов может предупредить несчастия.
Хадж — паломничество мусульман в Мекку к мечети Аль-Масджид аль-Харам, считающееся в исламе пятым «столпом веры». Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать.
Одним из центральных ритуалов паломничества является бросание камней в три места пребывания дьявола. История гласит, что Пророк Ибрагим переправлялся в этих местах по мостку через реку Мина со своей семьей. Тем часом он увидел дьявола, который пытался уговорить его ослушаться Бога, повелевшего принести в жертву сына. Прогоняя шайтана, Ибрагим несколько раз из трех мест бросал в него камни. Так и повелось впоследствии: богомольцы должны бросить в место, где дьявол появился Пророку камни. Там расположены три джамарата, первый из них называется малым, второй – средним и третий – большим джамаратом. Джамарат – это множественное число от «джамара», что означает мелкую гальку. Термин рами джамарат означает бросать камешки на эти джамараты. Совершая обряд, верующие как бы подтверждают свое подчинение воле Бога. Верующих снабжают камнями ответственные за это службы. Камни имеют около 1 см диаметром.
Ранее джамараты имели форму столбов, сложенных из камня, вокруг которых было круговое ограждение, построенное в 1292 г. С увеличением числа паломников в 1383 г. был возведен мост, который постоянно расширялся. В 1950-х, верующие бросали камни в столб, окруженный бассейном и барьером в половину человеческого роста по окружности бассейна. Расстояние от бросающих до столба составляло около 3 м. В 1970-х года место бросания камней представляло собой столб в центре значительно большего бассейна (диаметром, судя по фотографиям, около 20 м). В 1970-х годах был построен двухуровневый мост длиной 1 км и шириной 40 м, по которому верующие подходили к трем местам бросания камней.
Число ежегодно прибывающих в Саудовскую Аравию верующих для совершения хаджа составляет около 4 миллионов человек. В последние 20 лет из-за скопления на ограниченном пространстве огромного числа людей нередко происходят трагедии. Самая большая из них произошла в 1990 году, когда в давке погибли более 1,4 тысячи человек. С 1994 по 2006 год при ритуальном бросании камней погибло 1055 человек[319].
В 2015 г пострадало несколько тысяч паломников, при том что в последние несколько лет власти Саудовской Аравии сделали многое для улучшения условий хаджа и увеличения количества паломников. Была проведена реконструкция расположенного близ Мекки моста Джамарат, считавшегося до недавнего времени самым опасным местом во время хаджа. На этом мосту совершается один из обрядов хаджа — церемония побития дьявола камнями. Как известно, именно массовое скопление возбужденных людей, увлеченных единым порывом «победить шайтана», возле одного столба неоднократно приводило к давке. Если кто-то падал, следующие позади него люди также начинали падать.
В праздничные дни у столбов-джамарат скапливается огромная толпа паломников, плотность которой в часы-пик достигает 5-7 чел. на 1 м². В это время здесь фиксируется наибольшее за весь период хаджа число травматических случаев; в возникающей давке порой гибнут сотни людей.
Быстрый рост числа верующих, совершающих эти церемонии и все большее число жертв в результате переуплотнения масс верующих в главных точках религиозных обрядов и возникающей при этом давки, заставили правительство Саудовской Аравии создать коллектив из 25 исследователей (городских архитекторов, экологов, специалистов в области экономики, транспорта и др.) с поручением разработать проект улучшения среды и сооружений, чтобы сделать паломничество комфортным и безопасным.
Место ритуала находится в довольно узкой долине реки Мины. Здесь доступны лишь 52% урочища (плоская пустыня) площадью 812 га. Остальная территория представлена крутыми склонами и непригодна для размещения сотен тысяч людей, который прибывают сюда для церемонии. Паломники размещаются в урочище Мина в палаточном лагере, в наше время хорошо оборудованном всеми удобствами и вполне обеспечивающем потребности сотен тысяч паломников.
Ритуал требует пребывания паломников в Мине в течение четырех дней (бросают в течение первого и последующих трех дней два дня по выбору). Время совершения ритуала бросания камней определено (например, в первый день с рассвета до полудня), что также увеличивает концентрацию людей в месте обряда.
Согласно новому проекту, осуществленному к 2010 г., мост способен принять до 6 миллионов верующих. 500 тысяч могут в течение часа пройти по мосту к месту бросания камней, совершить ритуал и покинуть мост. Однако время совершение обряда, по решению богословов, было увеличено до 12 часов.
Плотность толпы по проекту не должна превышать международный стандарт – 4 человека на квадратном метре. Однако в условиях узкой долины выполнить это требование было невозможно, и задача была решена устройством многоуровневого сооружения с множеством входов и выходов, а также разделением потоков людей, идущих к месту совершения ритуала и от него. Сейчас имеется 5 уровней, 12 входов и 12 выходов.
Была также изменена конфигурация центральных сооружений проекта – колонн, в которые бросают камни. Архитекторы сменили кольцевую планировку на эллиптическую, что позволяет людям комфортнее разместиться в момент бросания камней. Кроме того, по замыслу архитекторов (оправдавшему себя) расположение эллипсов вдоль оси движения масс направляло людей, тогда как кольцевые структуры дезориентировали.
Компьютерное моделирование потоков людей (исходили из аналогии этих потоков движению жидкостей), учет сколько времени требуется среднему паломнику на бросание положенного числа камней (оно строго определено ритуалом), предпочтение людей использовать коридоры, расположенные на нижних, а не на верхних уровнях, — эти и множество других деталей социального поведения и экономических основ проекта позволили создать уникальную структуру. Как мы видим из записок 58-летней паломницы из Владимира, совершившей хадж в 2011 году, сейчас созданы достаточно комфортные и безопасные условия.