Последовательность событий при образовании толпы
Sullivan (1977)[90] исследовал, какого размера должна достигнуть толпа, чтобы в ней появились новые признаки. Г. ЛеБон полагал, что уже 6 человек могут стать не просто собранием, а толпой с ее характерными признаками[91]. Объектом исследований Sullivan были собрания студентов в студенческих городках и национальных гетто в 1970-х, когда ширился протест против войны во Вьетнаме.
Sullivan (1977) рассматривал последовательность образования толпы. Вначале некий случайный повод приводит к скоплению студентов (склеивающее, собирающее событие). Когда это скопление достигает «критической массы», между ними возникает взаимодействие. Наконец, скопление становится активным, мятежным, преследующим цели, о которых собиравшиеся люди и не помышляли.
Собирающее людей событие может не быть напрямую связано с последующим бунтом толпы, но если оно ведет к скоплению людей, достигающем «критической массы», то такое событие рассматривается в ряду образования толпы. В национальных гетто США мирные сборища афроамериканцев часто и быстро становятся агрессивными и протестующими, поскольку полиция пытается ограничить свободу движения людских масс, как-то регулировать их поведение[92].
Мокшанцев и Мокшанцева предлагают такое определение толпы: «Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания». Как видим, это узкое определение (ограничено бесструктурным скоплением людей), вводит признаки — «отсутствия цели» и «общий объект внимания».
Сходство эмоционального состояния возникает в процессе превращения скопления людей в толпу. Введение этого признака суживает разнообразие явлений, которые можно бы характеризовать как толпу. Такие явления как толпа на Ходынском поле и масса людей, собравшихся на «Парад любви» в Дуйсбурге остаются вне этого признака.