Дистанции (часть 1)
К. Лоренц (Lorenz, 1950)[124] обращал внимание, что всякое «притяжение» особей должно вести и к их «отталкиванию». Шнейрла (Schneirla. 1965)[125] выразил это в виде простой модели, включающей два вектора, отражающих тенденции приближения и отдаления. Уход животного из точки равновесия делает вектор приближения доминантным и заставляет животное вернуться. Существование обеих тенденций не вызывает сомнения, идет ли речь о видах с одиночным или высокосоциальным образом жизни. Даже строго одиночные виды предпочитают селиться там, где по соседству уже есть другие особи того же вида. Cближение особей (мы не говорим здесь о подходе самца к самке и т.п.) вызывает агрессию, если не вступают в силу соответствующие механизмы упорядочивания отношений.
Впервые индивидуальная дистанция была описана H. Hediger (1950)[126], описавшего ее между особями, измеренную во время отдыха. Индивидуальная дистанция соответствует наилучшим условиям коммуникации между животными. Теленок северного оленя или ягненок, подбегая на зов матери на мгновение останавливается примерно в 3-5 метрах от нее, что позволяет и матери, и теленку распознать друг друга. Также и социальные демонстрации (например, угроза бодания), и половые демонстрации совершаются на индивидуально дистанции. Обычно она измеряется тремя корпусами тела животного данного вида.
Индивидуальная дистанция важна также для пасущихся животных. Понятно, что запасы травы или другого корма ограничены, нельзя пастись морда к морде или надо все время делать шаги вперед. Так и пасутся коровы: переходят на новое место, вытягивая шею, объедают участок влево-впереди-вправо от себя, и вновь переходят. Но чаще копытные пасутся, разойдясь друг от друга на индивидуальную дистанцию.
На юго-востоке Туркмении, рядом с г. Кушка находится заповедник «Бадхыз», славный обилием в нем куланов, джейранов и горных баранов. Последних лучше всего наблюдать в урочище Акар-Чешме. Там есть небольшой хребет у подножия которого раскинулась травянистая равнина. С возвышения вы можете видеть 200-300 горных баранов, собравшихся вместе на отдых. Проходит время и часть животных из центра скопления выходит на край и начинают пастись. Вскоре середина пустеет, образуется кольцо из животных, которое быстро ширится и начинает выгибаться в сторону откуда дует ветер. На ваших глазах скопление быстро растекается в стороны, бараны продолжают движение вперед и в стороны. И уже через 10-15 минут вы видите дугу из пасущихся животных, достигших желаемых 1,5 – 3 м от соседей. Так стремление разойтись на индивидуальную дистанцию рассредоточивает стадо по пастбищу.
Особенно очевидно существование индивидуальной дистанции при рассмотрении фотоснимков пасущихся стад: расстояние между животными в скоплениях имеет статистически высоко достоверную моду. Обычно она несколько меньше трех длин особей.
Формирование индивидуальной дистанции, как показывают наблюдения в природе и эксперименты А.Д. Слонима и его сотрудников (1976)[127], происходит в первые часы и дни жизни, как только начинает функционировать зрение и возникает необходимость оценивать расстояние до матери, до других членов группы.
У людей индивидуальная дистанция зависит от культуры общества, в которой мы живем. И. Эренбург замечал, что латиноамериканцы считают северных американцев надменными, потому что тем не нравится разговаривать на слишком малом расстоянии[128]. В Москве считается невежливым разговаривать с кем-либо через улицу, но на Украине селяне нередко так и разговаривают, каждый из своего огорода.
Расстояние, с которого животные следят за направлением движения соседей, их активностью (следование за вожаком, сигнализация об испуге), с которого самцы проявляют территориальное поведение, называют стадной дистанцией (Баскин, 1976)[129]. Если индивидуальная дистанция связана с личностными отношениями, то стадная – с взаимодействием между особью и группой, между группами.
Хищники, нападая коллективом на жертву, стараются видеть своих товарищей, координировать действия. На южном Таймыре есть озеро Бельдучана, огромное по площади, но окруженное высокими горами. Сверху, глядя на лед, можно, как в театре, наблюдать, как стая волков сорганизуется, чтобы атаковать бегущих по льду озера оленей. Часть волков следует позади стада, но более быстрые хищники пытаются забежать оленям наперерез. Нередко они лежат впереди движущегося стада, поджидая подхода оленей. Хищники действуют согласованно, так что без добычи не остаются[130].
Наконец, у каждого вида может быть определена дистанция, на которой животные способны отличить особей своего вида от чужих – видовая дистанция. На этом расстоянии
осуществляется поиск социальных партнеров, самцы ищут самок. На эту дистанцию могут сближаться гаремы лошадей, верблюдов, после чего самцы вступают в конфликты, добиваются отдаления соперника.
Животные способны различить особей своего вида с разных дистанций. Верблюды в пустыне Кара-Кум отличают другого верблюда от человека с 2,5 км, а медведи не могут распознать человека и с 300 м. Забавно бывает наблюдать в горах Кавказа как медведь вдруг устремляется к вам. Приходится встать, походить взад-вперед (двуногое прямохождение – важнейший признак человека), да еще и крикнуть: «Миша, что ты задумал, ты опознался!». Тогда зверь, подбежав метров на 50-80 тормозит, встает на дыбы, рявкает, огорчившись, и пускается бежать прочь.
Размер видовых и стадных дистанций зависит от ряда причин. Более общи те, что связаны с половозрастной принадлежностью особи, ее ролью в группе, сезоном, особенностями взаимодействия. В последний пункт мы должны включать и доминирующее побуждение в группе. Хорошо известны, хотя конкретных измерений пока мало, различия индивидуальных дистанций между спокойно кормящимися животными, испуганными, собравшимися в плотную массу, переходящими на другое место, мигрирующими.