Вожаки и разведка
Привлекает внимание еще одна способность вожаков-руководителей: проведение ими разведки в неясной и тем более опасной ситуации. В книгах С.X. Пратера, И. Теннента приводятся наблюдения над тем, как стадо слонов подходит к водопою. Когда до озера остается несколько сот метров, вперед выходит старая самка-вожак и внимательно обследует берега. Она возвращается к своей группе и ведет ее на водопой не раньше, чем убедится, что поводов для беспокойства нет.
Известный исследователь поведения павианов DeVore[147] сообщает об аналогичном поведении вожака группы павианов. Однажды павианы наткнулись на спящего льва. Крупный самец-вожак направился к нему, внимательно все осмотрел, потом вернулся к своему стаду и повел его в обход спящего великана.
Замечательное описание поведения жеребца-вожака косяка лошадей Пржевальского дал Г. Е. Грум-Гржимайло[148]. Перед исследователем стояла задача впервые добыть для науки экземпляр этого редкого животного. Охота на лошадей Пржевальского оказалась достаточно трудной. Жеребец в течение нескольких дней с успехом проводил своих подопечных мимо засад многих охотников к водопою, и лишь охота скрадом днем, в общем-то простейший способ, основанный на недостаточной способности лошадей различать отдаленные предметы, в конце концов привела к печальным для животных результатам.
По описанию Г. Е. Грум-Гржимайло, жеребец обычно находился в 200 –300 шагах в стороне от табуна, то пропуская его вперед, затаившись в кустах, то обгоняя. Подводя косяк к водопою, жеребец каждый раз проводил тщательную разведку, в чем охотникам удавалось потом убедиться по следам на мягком грунте. Он доверял в основном своему чутью и во время разведки всегда старался обойти опасное место так, чтобы оказаться с подветренной стороны. Косяк тем временем оставался в некотором отдалении, дожидаясь сигнала вожака. Последний производил разведку молча, причем не только обнаруживал присутствие врагов, но и уточнял местонахождение каждого из сидящих в засаде охотников. После этого он храпом извещал лошадей об опасности, выбирал наиболее безопасную в данной ситуации тропу, ржанием подзывал к себе косяк и вел его на водопой.
Существенно, что жеребец проявлял по отношению к людям агрессивное поведение, поднимался на дыбы, храпел, хотя и оставался в достаточно укрытых от охотников местах, за кустами, описывал дуги вправо и влево по 200 шагов. После выстрела косяк тотчас убегал по той тропе, которой пришел, шагов на 300 назад и там дожидался сигналов вожака. Во время бегства косяк вела кобыла, а жеребец подгонял сзади отстающих. Одного из маленьких жеребят, сильно отстававшего, он подталкивал мордой, тащил, ухвативши за холку. Кобылу, оставшуюся возле малыша, он ляганием заставил догнать косяк. Когда была проведена облавная охота, лошади выстроились гуськом, впереди – молодой жеребец, посредине между кобылами – жеребята. Косяк шел параллельно цепи охотников. Жеребец вожак держался сбоку со стороны охотников, направляя табун криком, ударами копыт. К воде жеребец всегда шел первым, а за ним в ста шагах следовал косяк.