Взаимообмен информацией
Взаимообмен информацией, по Мокшанцеву и Мокшанцевой[162], составляет первый этап формирования и функционирования толпы. Вторым этапом они считают начало процесса «кружения». По-видимому, так эти авторы переводят термин «milling”, о смысле которого мы говорили выше.
Такому представлению Мокшанцева и Мокшанцевой соответствует поведение стада животных. Сначала следует синхронизация и одинаковое направление внимания (наблюдение за опасным объектом), потом сбор в плотную группу, в которой и наблюдается «кружение». Потом из группы выскакивает вожак, и все стадо (толпа) устремляются за ним.
В социологии толпы термин “milling” используется для обозначения не только более или менее скоординированного вращения и перемешивания массы людей, но и для беспорядочного перемешивания, например, студентов, собравшихся на ступенях лестницы, ведущей в библиотеку. Теоретики, работающие в области социологии толпы, используют этот термин по отношению к скоплению людей, которые не только свободно перемешиваются внутри собрания, но и к случаям, когда скопления начинает вращаться, как мы это часто видим в стадах копытных животных, в стаях птиц, вращающихся в небе как гигантские клубки.
Социологи наблюдают, что milling толпы людей часто сопровождается усилением общего возбуждения, потому что люди обмениваются слухами, а более возбудимые и склонные по характеру к тревоге, заражают своим настроением окружающих. Усиливается общее желание делать «что-нибудь». Одновременно в толпе растет анонимность ее участников, люди все более полагаются на мнение и поведение окружающих, чем на свое собственное.
В противоречие с этими наблюдениями социологов, масса домашних животных, остановленная пастухами и «закрученная», быстро успокаивается, многие животные ложатся. Однако дикие копытные, вспугнутые охотниками или атакованные волками, вскоре следуют за вожаком (или вожаками — тогда стадо делится на несколько частей). Бывает очевидна разница между активными животными, которые не мирятся с ситуацией и ищут спасения вне стада, и большинством других, лишь следующих за вожаками[163].