Структура толпы
В отличии от наземных животных, рыбы в стаях обычно не отличают иерархический статус друг друга. В стае они равны. Д. Радаков назвал эти стаи «эквипотенциальными»[169]. Для темы нашего исследования это преставление важно. Точно также не обращают внимания на чины и звания, бегущие с поля боя солдаты. Как только паническое состояние проходит, как только солдаты обретают способность осознавать происходящее, обращать внимание на тех, кто ведет себя иначе, начинают распознавать погоны офицеров, своих командиров, толпа теряет схожесть со стаей рыб.
Г. Г. ЛеБон различает виды толп по признаку гомогенности:
— разнородная;
— анонимная (уличная, например);
— персонифицированная (парламентское собрание);
— однородная:
— секты;
— касты;
— классы.
Современная типология толпы несколько отличается от взглядов Г. ЛеБона. Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда (Г. ЛеБон относит эти образования к категории «толпа»), которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Все-таки основной системообразующий признак толпы – ее стихийность.
Поиск структуры внутри толпы имеет важное практическое значение. Как полагает S. Reicher[170], исследовавший поведение толпы во время футбольных матчей, студенческих демонстраций, протестных собраний против повышения налогов, в защиту окружающей среды, большинство участников массовых собраний настроены конструктивно и мирно. Однако эти приемлемые для общества граждане сталкиваются с агрессивным поведением полиции и также «революционизируются». Полиция неспособна разглядеть неоднородность толпы и атакует всю толпу, а не реально опасных субъектов.
Таким образом, для полиции (для власти) было бы исключительно полезно найти способы отделять «плохих от хороших». Не боясь показаться циником опять же сошлюсь на свой пастушеский опыт. Пастухи имеют дело с немалыми (случается – тысячными) стадами, где тоже не разглядишь, какое животное на что способно. Однако то, что масса животных (оленей, лошадей, коров, овец) неоднородна, хорошо известно.
В стаде северных оленей есть мудрые самки, обладающие значительной самостоятельностью, способностью сделать выбор. Пастухи собирают стадо в плотную массу, удерживают его на месте, организуют узкий коридор, в конце которого привязывают несколько спокойных животных (например, ездовых оленей). Так создается ситуация выбора: оставаться в беспокойном стаде или перебежать (рискнуть пройти по коридору мимо людей) к оленям, которые спокойны и счастливы. Большая часть самок 3-х лет и старше по своей воле выбирают пробег по коридору. Есть и другие приемы, чтобы разделить стадо на животных, отличных полом и возрастом[171]. Для разных животных и у разных народов разработаны свои приемы.