Коллективное поведение и структура толпы
Коллективное поведение и структура толпы[188]
Противоправные действия толпы требуют от властей решительных мер, привлечения полиции и специальных средств подавления. Важно спланировать эти меры и направить полицию вовремя и в нужное место. Исследователи обсуждают, можно ли предсказать, где случатся беспорядки, и делают вывод, что это вполне возможно[189]. В каждом городе, в каждом университетском городке есть места, где пересекаются потоки пешеходов, где чаще расклеивают объявления, где люди собираются на митинги, где приезжие проповедники произносят речи, рассчитывая привлечь слушателей.
Точно также возможно заранее вычислить организаторов беспорядков. Например, одно из восстаний в негритянском гетто было организовано 6-8 людьми. Когда события приняли острую форму, эти организаторы предпочли удалиться[190]. В обществе существуют личные связи, группы единомышленников. Достаточно 6-8 таких активных членов общества, чтобы, в случае появления протестных настроений, мирное сборище перешло к действиям, нарушающим общественный порядок. Важно, что вновь примкнувшие к возбужденной толпе чаще переходят к неприемлемым действиям, выходящим за пределы того, что предполагали инициаторы протеста.
Раньше считалось, что «коллективное» поведение толпы трудно изучать. Но в более поздних исследованиях обнаружилось, что участники массовых волнений (выступлений) охотно дают интервью. Понятно, что легче попросить об интервью зрителей футбольного матча – встретиться с ними после матча или раздать анкеты. Изучать движущуюся толпу труднее, но тоже возможно. Чтобы получить достоверные результаты оценивают на глаз сколько в толпе мужчин и женщин, одиноких или пришедших компанией и т.п. В соответствии с долей этих участников собрания берут интервью.
Разные люди собираются вместе, но полиция или наблюдатель видит в них единую толпу. Рассказывая о разных формах паники (Глава 1), мы выделяли две стадии развертывания панического поведения: первая, когда ужас доминирует, толпа действует инстинктивно, вторая – люди осознают себя и окружающее, способны к поведению выбора. Поведение людских масс во время политических шествий и митингов, массовых волнений в тюрьмах может, временами, соответствовать первой фазе, но чаще люди продолжают осознавать свое положение в обществе. Бунтующие заключенные знают свое место в тюремной иерархии. Пленные немцы и румыны, голодные и замерзшие, пережившие многодневный ужас сражения, следуя колоннами, помнили и свою национальность, и звание. Как мы видели в рассказе о похоронах Сталина, две подруги сохраняли верность друг другу и оказывали посильную помощь в давке.