Мотивация, стимул, реакция
Стайное поведение рыб врожденно. В каких бы условиях рыбка не выросла, даже если она с момента вылупления личинки из икринки не видит особей своего вида, она проявляет стремление сблизиться с особями своего вида, жить в их стае. Также и коллективная оборона от хищника проявляется у молоди сразу же, без обучения. Гольяны могут быть выращены в водоеме, где нет хищников, но стоит выпустить к ним щуку, они демонстрируют все маневры избегания хищника.
Рыбы объединяются потому что стремятся быть рядом с подобными им особями. Это доказывается и опытами с зеркалом. Если рыбка плавает одна в аквариуме, у одной из стенок которого помещено зеркало, она от этой стороны аквариума почти не отплывает. Социальное поведение врожденно и не требует обучения. Рыбки, выращенные из икринки, и живущие в одиночестве присоединяются к себе подобным, как только это становится возможным.[207]
У многих позвоночных животных стадное (стайное) поведение (когда масса животных действует как один организм) наблюдается чаще всего, когда доминирует оборонительная (страх) или миграционная мотивация. Однако животные собираются в плотную массу и ведомые комфортной мотивацией: защищаясь от гнуса обогревая друг друга, защищаясь от сильного ветра (это известно для пчел, пингвинов, северных оленей, лошадей).
Важно помнить о физиологическом феномене доминанты, открытом А. Ухтомским[208]. При определенных условиях одна мотивация (страх, голод, жажда, половое влечение, потребность в тепле или охлаждении, даже потребность в человеческом общении) становится доминантной, ни о чем другом человек или животное не может ни думать, ни стремиться.
Доминанта, с точки зрения А. Ухтомского, — это преобразователь текущей реакции, фактор, направляющий поведение животного в данных условиях, это подстерегатель импульсов и раздражителей со стороны.
Стимулами к проявлениям стадного (стайного) поведения бывают вид особи своего вида, нападение или приближение хищника, непогода, высокая активность кровососущих насекомых.
Скучивание, т.е. сближение на индивидуальную, а в особо опасной ситуации на личную дистанцию, характерно для многих, но не всех видов. Те, что ведут одиночный образ жизни стремятся рассеяться или затаиться. Поэтому мы часто сравниваем поведение толпы людей с одними и теми же видами животных, теми, что считаются высоко социальными. Как мы будем говорить в Главе 7 об эволюционной предыстории поведения толпы, исследователи встают перед проблемой: ближайшие родственники человека среди приматов (шимпанзе, орангутанг, горилла) живут в одиночку (хотя соседи хорошо знакомы и, случается, объединяются на охоте), семьями или небольшими группами. Толпа (собрание многих животных) в ближайшей предыстории человека не отмечена.
Для стайного поведения рыб важна оптомоторная реакция, т.е. способность удерживать в поле зрения подвижные зрительные ориентиры. Эта реакция возникает в онтогенезе раньше, чем стайное поведение. Для этого подросшая молодь должна научиться плавать параллельно другим рыбам, держаться в пределах индивидуальной дистанции (Павлов, 1979)[209].
Рыба «понимает», что движется, если у ней есть зрительные ориентиры в окружающем мире или глядя на соседей. Д. Павлов с сотрудниками решал трудную задачу – почему рыбы не пользуются рыбоходами, сделанными в теле или в обход плотин на Волге. Дорогое сооружение не работало. Исследователи ныряли в рыбоход (попросту говоря, в туннель) и видели, что рыбы там неподвижны. В туннеле было темно и первое, что исследователи предложили – осветить рыбоход. Это помогло, но было не столь уж эффективно. Тогда выкрасили стенки туннеля черными и белыми полосами (как красят шлагбаум). И тогда рыбы дружно двинулись вверх по рыбоходу, сооружение заработало.