Козел решается на прыжок (часть 2)
Замечательный советский физиолог И. Беритов[211] развил теорию психонервной деятельности животных. Ему в точных экспериментах удалось показать, что по условному сигналу собака способна восстановить в памяти план расположения помещений в лаборатории и по звонку уйти в соседнюю комнату, подойти там к кормушке и получить корм.
Возьмем пример из опыта собаководов. Они хорошо знают, как любят собаки стоять у раскрытого окна и следить за тем, что происходит на улице. Случается, они видят, как хозяин возвращается из магазина. Тогда пес быстро выбегает из комнаты, бежит по лестнице, спускается вниз и встречает своего хозяина. Не было такого случая, чтобы собака попыталась броситься к нему прямо через окно. Все ее поведение показывает, что она прекрасно помнит план расположения комнат, лестницы, двора, улицы и способна принять в соответствии со знанием этого плана правильное решение.
Все эти примеры касались экспериментальной или упрощенной обстановки. Ведь домашние животные живут нахлебниками у человека. Целесообразным поведением они могут разве что улучшить свою жизнь. Между тем от поведения диких животных, от того, насколько хорошо они изучат свой район, зависит каждая минута их жизни и сама возможность выжить. Добавим еще, что дикое животное, в нашем примере – козел, с первых дней своей жизни запечатлело в памяти окружающие горы. В путанице троп ему помогла разобраться мать, она познакомила его с наиболее удобными местами убежищ. Следуя за вожаками, за старшими товарищами, наш подопытный не один год «тренировался», «улучшал» знание местности. Стоит ли удивляться, что поведение козла, убегающего от опасности, выбор им пути оказываются достаточно сложными. Козел бежит не вообще от опасности, а старается перейти в район более спокойный, где его не потревожат. Но и бежит он туда самым безопасным и удобным путем. Ведь в горах далеко не всюду может пройти даже животное. Существует сравнительно немного троп и переходов через ущелья, и козел как бы держит в памяти всю карту местности.
Точно описать поведение козла, убегающего от опасности, не так-то легко. Район обитания условно делится на три части. Одну из них козел вынужден сейчас покинуть, в другой его вчера преследовали охотники, и он вполне целесообразно выбирает третью
часть и направляется туда. Это наиболее общий план его действий. Но существует еще и под план, который подчиняется главному. Козел правильно выбирает путь спасения от опасности, он старается идти тем маршрутом, который позволит ему меньше быть на открытом месте или обойти возможные препятствия. Ведь он постоянно осматривается и, конечно, помнит, что где-то бродили с отарой пастухи, где-то стояла машина, и все это он учитывает в своем поведении.
Однако и этот план еще не является достаточным. Необходимо пересечь ущелье, где и спуститься-то можно далеко не везде. И козел имеет еще один под план, подчиняющийся предыдущему. Зверь использует свой опыт – переходы через ущелье, даже камни, по которым нужно прыгать, он запоминает с детства. Часто можно видеть, как двух-трехмесячные козлята, играя, прыгают с камешка на камешек, носятся друг за другом по неприступным для человека кручам. Так они постепенно запоминают особенности местности и в минуту опасности, уже не раздумывая, мчатся по камням, прыгают с карниза на карниз, выбирают наиболее удобную дорогу. В Копетдаге, где горы сложены из сравнительно мягкой породы, звери набивают хорошо заметные тропы. Зарисовав их, можно получить план всевозможных переходов.
Представим себе, что охотник использовал новый прием маскировки. Выскочив из ущелья, козел наткнулся на шалаш, искусно построенный возле арчи. Грянул выстрел. К счастью, охотник промахнулся, и мы можем продолжить свои наблюдения. Козел опрометью бросился обратно вниз по ущелью. В этот момент он не разбирает дороги, спускается по отвесным скалам, целиком полагаясь на свое искусство скалолаза. Оказавшись на безопасной дистанции от врага, он остановился, оглядываясь вокруг и, как мы предполагаем, выбирая новый маршрут следования. Допустим, козлу удалось успешно обойти охотника. Но тут интересно другое. Встретившись с незнакомой опасностью, изменив свое поведение и получив подтверждение того, что такое изменение правильно, что оно принесло свой результат и что опасность миновала. козел приобрел новый навык. Произошло обучение.
Оценка результатов поведения н соответствующего изменения поведения были подробно изучены П. Анохиным, который писал: «Активный подбор внешней информации с помощью ориентировочно-исследовательской реакции может происходить с наибольшим успехом потому, что каждый фрагмент этой информации сопоставляется с тем доминирующим возбуждением, которое создается данной мотивацией. Весь процесс этого сопоставления не является простым. «Перебор информации» должен идти именно в направлении наибольшей пригодности получаемой информации для реализации данной мотивационной установки. Таким образом, говоря о мотивации как о фрагменте афферентного синтеза, мы должны помнить, что она играет преимущественную роль в определении и направлении, а также в активном подборе информации, необходимой для выработки решения к действию и цели и получении соответствующего приспособительного эффекта»[212]. Оценка результатов той или иной реакции или образца поведения служит основой обучения животного; более удачные закрепляются, а остальные отбрасываются.
Козел благополучно избежал опасности, ушел за два километра от того места, с которого мы начали за ним наблюдать, и теперь, когда опасность миновала, и животное убедилось в этом, осматриваясь вокруг, оно может заняться чем-то другим, полезным и необходимым для себя. Иными словами, козел должен перейти к новой активности. Как мы договорились, в нашем списке активностей самца вслед за оборонительным поведением следует пищевое, а далее половое. Раз так, козел должен отправиться на полянку, где имеется больше корма, и начать пастись. Если мы продолжим наблюдения, придется описать новую, свойственную пищевому поведению козла модель стимулов внешней среды: образы травы, кустов, представления козла о местах, наиболее удобных для кормежки. Так же, как и раньше, козел будет действовать в соответствии с иерархией планов. Он начнет искать лучшее пастбище (общий план), на нем выбирать наиболее удобные участки для кормежки (средний план) и поедать наиболее вкусные, наиболее ценные кормовые растения. В точности так же он будет на ходу учиться, изменять свое поведение, совершенствовать его.