Смещенная активность людей и животных
Смещенная активность людей и животных[213]
«Смещенная активность – это врожденный или стереотипический ответ на стимул, который кажется неподходящим или несоответствующим ситуации»[214]. Явление это впервые описал Н. Тинберген[215], наблюдая как две чайки, конфликтовавшие за гнездовые участки, вдруг стали как бы собирать веточки и травинки у себя под ногами, что соответствует гнездостроительному поведению. Дальнейшее внимание к смещенной активности связано с гипотезой К. Лоренца о происхождении ритуализованного поведения. Домашний гусь, следовавший за хозяином, вошел в дом и стал было подниматься за Лоренцом по лестнице, но вдруг испугался, вернулся и, наконец, решившись пошел вверх за человеком. Это мгновение замешательства стало для гуся памятным. Всякий раз, следуя за хозяином по лестнице, он проделывал этот маневр – отступал, спускался на ступеньку и потом уже смело поднимался. Со временем это отступление свелось к движению головой и телом, как бы подтверждавшему, что условие безопасного движения соблюдено.
На собственном опыте мы знаем, как часто в нашем поведении закрепляются странные жесты и реакции, связанные с волнением или переживанием. Известны синдромы «режущего воротничка», когда человек, волнуясь вертит шеей, словно ему тесен воротник; чешет затылок, задумавшись над трудной задачей; девушка поправляет на милом галстук или шарф (комфортное поведение заменяет половое); студенты перед экзаменом оглаживают волосы.
Исследователи нашли множество примеров как смещенное поведение становится ритуалом, закрепляется в эволюции или в культурных традициях, превращаясь в нередко странные ритуалы поведения. Так, Ingram[216] полагает, что поцелуи людей произошли из взаимного кормления изо рта в рот. Известно, что монголы и татары, времен Чингисхана и Золотой Орды, казнили смертью того, кто посмел наступить на порог юрты. Это поверье, возможно, отражает реакцию людей и животных на реальный или воображаемый порог убежища. Так, овцы, когда их выпускают из кошары, подпрыгивают над порогом, даже если такового и не существует в реальности, а это лишь воображаемая граница.
В поведении животных и человека хорошо заметны «стереотипии», т.е. повторение одних и тех же движений. Всякий, кто бывал в зоопарках, замечал монотонное движение взад-вперед волков и других хищников вдоль ограды, бег белок в колесе, перепрыгивание с жердочки на жердочку у птиц. В поведении людей всем известно качание во время молитвы (у евреев), у переживающих большое горе; жующие движения губ, облизывание, насвистывание и т.п. Стереотипии этологи относят к проявлениям смещенного поведения. В самом деле, ни жующие движения не приводят к насыщению, ни качание не помогает донести до бога молитву.
Типичный пример смещенной активности, легко становящейся культурным феноменом, — это гулянье по центральным улицам (strolling). Другой подобный пример – путешествия, частая смена места жительства. Познание мира, встречи с людьми, знакомыми и незнакомыми, заменяют реальные житейские потребности, коль скоро их удовлетворение не требует специальных усилий у достаточно богатых людей. Социальное поведение часто преобразуется в совместные трапезы, совместное музицирование (включая, любимое в России хоровое пение на праздниках).