Троцкий – владение толпой
Толпа под гипнозом
Троцкий – владение толпой
Л. Троцкий, один из главных организаторов Октябрьского переворота 1917 г., в дальнейшем, возглавивший военное ведомство, может служить примером мастерского владения толпой. Это был прославленный большевистский оратор.
«Во время постоянных поездок Троцкого по дорогам Гражданской войны …часто в дороге случалось, что машина Троцкого врывалась по ошибке в расположение войск противника. В машину летели сотни пуль, которые могли убить Троцкого. Однажды машина Троцкого заехала в расположение войск батьки Махно. Машину мгновенно окружили махновцы. Они предложили Троцкому, Глазману (секретарь Троцкого) и водителю выйти из автомобиля. В эту минуту жизнь всех троих висела на волоске. Дула винтовок были в упор направлены на них, и только чудо могло спасти их от смерти.
И чудо произошло.
Сверкая своими огненными глазами, Троцкий поднялся на крыло автомобиля. Все винтовки и пистолеты повернулись на него. А он быстрым жестом рассек воздух поднятой рукой и произнес короткую и пламенную речь. Результат был удивительный.
Повстанцы кричали: «Да здравствует Троцкий!» Подняли его на руки и качали. После этого они все до одного перешли в Красную Армию – за Троцким.
Теперь это покажется невероятным, но тогда было так…»[264]
Вот другое свидетельство. Это произошло в разгар июльских событий в Петрограде, когда В. Чернова (министра Временного Правительства) возле Таврического дворца схватила толпа, готовая его растерзать. Но на счастье Чернова, откуда-то появился Троцкий. Сцену описал один из руководителей революционных матросов Ф. Раскольников, который привел к дворцу моряков-балтийцев:
«Трудно сказать, сколько времени продолжалось бы бурливое волнение массы, если бы делу не помог тов. Троцкий. Он сделал резкий прыжок на передний кузов автомобиля и широким энергичным взмахом руки человека, которому надоело ждать, подал сигнал к молчанию. В одно мгновение все стихло, воцарилась мертвая тишина. Громким, отчетливым металлическим голосом Лев Давидович произнес короткую речь, закончив ее вопросом:
Кто за насилие над Черновым, пусть поднимет руку?
Никто даже не приоткрыл рта, никто не вымолвил и слова возражения.
Гражданин Чернов, вы свободны, — торжественно произнес Троцкий, оборачиваясь всем корпусом к министру земледелия и жестом руки приглашая его выйти из автомобиля.
Чернов был ни жив ни мертв. Я помог ему сойти с автомобиля, и с вялым, измученным видом, нетвердой нерешительной походкой он поднялся по ступенькам и скрылся в вестибюле дворца. Удовлетворенный победой, Лев Давидович ушел вместе с ним».[265]