Управление бунтующей толпой
Подавление бунта масс против существующих порядков, наверное, всегда была важной задачей правителей. Этому вопросу посвящена значительная литература[336]. Исследования массовых демонстраций, нередко сопровождающихся насилием, разгромом окружающих предметов и другими нарушениями принятых норм поведения, показали, что в отличие от представлений Г. ЛеБона, в бушующих толпах существует часть индивидов, которые вполне отдают себе отчет в происходящем, ведут себя в соответствии с намеченными целями. Известна также роль агитаторов, сознательно возбуждающих толпу, или сознательно приводящих себя в состояние экстаза.
Для управления человеческими толпами предлагается внедрение агентов, которые брали бы на себя роль вожаков. Соответственно, моделируется, в какой части толпы и в каком количестве «контролирующие агенты» должны находиться[337].
D. Schweingruber[338] обратил внимание на два подхода к управлению людскими массами, вышедшими на улицы. Один – изучение реального социального состава этих масс, причин, выведших их на улицы, лидеров, возбуждающих толпу к действию, возглавляющих или руководящих этими действиями. Другой подход, это трактовка толпы как своего рода «сумасшествия» масс, для подавления которого требуется сила или удвоенная сила.
R. Momboisse служил заместителем генерального прокурора Калифорнии. Он написал 4 книги о том, как контролировать толпу, разработал ряд директивных для полиции документов[339]. Согласно Momboisse толпа характеризуется тем, кто ее возглавляет и организует, организацией, общим мотивом действия, эмоциональностью и иррациональностью. Последнее – важнейший показатель того, что толпа не законопослушна. Люди в толпе уже возбуждены, предуготовлены, недовольны и готовы вести себя подобно скоту. Они делятся друг с другом слухами, так что возбуждение участников толпы возрастает по спирали, как начинает тлеть одно полено от другого. Люди из толпы становятся все менее восприимчивыми к внешним сигналам, но все больше прислушивается к тому, что говорится и чувствуется внутри толпы. Они теряют способность мыслить рационально. Анонимность участников толпы лишь освобождает людей в толпе от личной ответственности за свои поступки. Они передоверяют ответственность толпе или лидерам. В толпе действует коллективный разум. На толпу воздействуют лидеры и агитаторы.
Momboisse предлагает выделять 4 типа людских масс: случайно оказавшиеся вместе, собравшиеся по одному поводу (вроде болельщиков), собравшиеся, объединенные одной эмоцией (например, на танцплощадке) и, наконец, сборище агрессивных людей, которое чаще всего и превращается в толпу, требующую вмешательства полиции.
Исследователи и авторы руководств для полиции пытаются дать классификацию людей, формирующих толпу. Социология толпы, как мы видим, имеет в основе теории Г. ЛеБона и G. Tarde[340], и американских социологов R. Park and H. Blumer, работы которых мы кратко разбирали выше. Но также использует работы J. Lohman, составившего наставление для полиции Чикаго (Lohman 1947[341]). В этих наставлениях отразились в числе прочего расовые конфликты в Чикаго
В 1960-70х годах в США была разработана «public order management system» (POMS), включавшая меры контроля за событиями, угрожающими общественному порядку: сборища футбольных болельщиков, празднования побед и религиозные собрания, а также политические протесты[342]. Речь шла о организационной структуре полицейский подразделений, создании специальных подразделений поддержания общественного порядка, тренировке персонала, реальной практике при работе с толпами и технологиями и снаряжением, применяемых в этой работе.
Согласно Lohman[343], полиция реагирует на изменения в поведении толпы следующим образом. Когда наблюдается скопление людей и начинается образование перемешивающейся толпы (milling), полиция должна тотчас обнаружить причину скопления и устранить ее. При переходе скопления людей в следующую стадию – толпа возбуждается, действия людей становятся взаимосвязанными, координированными, появляются лидеры, — полиция должна этих лидеров удалять, демонстрировать силу, рассеивать толпу. Наконец, когда наступает третья стадия образования толпы – люди проявляют единение, некоторые становятся пассивными подражателями действий других, «ищущих себе приключения», полиция должна демонстрировать силу, мобилизовать резервы, создать кордоны вокруг места происшествия, чтобы изолировать его, призывать толпу, используя громкоговорители, разойтись[344].
Сейчас в США преобладает стратегия договаривания с бушующими толпами. Полиция предпочитает не обострять ситуацию, даже оставлять толпу без внимания, дожидаясь пока люди успокоятся и разойдутся без принуждения. Schweingruber называет эту стратегию negotiated management (управление через переговоры). Большую роль в смене стратегий сыграли усилия борцов за соблюдение Первой поправки к конституции США, утверждающей, что Правительство не будет ограничивать свободу собраний.