Реакция рыб на хищника
Рыбы в стае реагируют на опасность одновременно благодаря быстрому (много быстрее, чем могут двигаться рыбы данного вида) распространения волны возбуждения. Когда одна рыба изгибается в испуге, как будто в середину ее тела что-то ударило, и она пытается избежать этого, соседняя воспринимает этот сигнал и изгибается тоже. Так волна испуга прокатывается по стае. Мгновения, которые требуется испуганной рыбе, чтобы изогнуться (менее 1/24 секунды), несопоставимо меньше, чем если бы испуганная рыба пыталась броском уйти от опасности. Скорость ее броска прочь могла бы составить метр в секунду, тогда как волна возбуждения прокатывается по стае со скоростью 12-15 м/сек (Павлов, Касумян, 2009)[109]. Конечно, речь идет о больших стаях. Рыбы в маленькой стае замечают нападение хищника все сразу.
Защита стаи рыб от одного или нескольких хищников – хорошо исследованная глава ихтиологии (Павлов, Касумян, 2009)[110]. Когда хищник приближается к стае, рыбы расступаются перед ним, хищник оказывается внутри стаи, а рыбы тем временем обтекают врага с двух сторон. Стая принимает форму буквы «ф». Конечно, если атака стремительна, для маневра обтекания хищника (сложного из-за необходимости координации поведения отдельных особей в стае) время бывает недостаточно. Рыбы просто рассеиваются в разные стороны, стая разбивается на части.
Пока хищник находится внутри стаи, рыбы держатся на почтительном расстоянии от него, чтобы, бросившись в атаку, он не успел схватить. Вокруг хищника образуется «вакуоль». Но такое соседство рыб-возможных жертв не радует, они стремятся уйти на глубину, где темнее, и они менее доступны.
Д. Павлов и А. Касумян пишут: «Охотничья тактика различных хищников — рыб-ихтиофагов, рыбоядных птиц и млекопитающих в целом совпадает: и те, и другие при нападении на стаю вначале стремятся вызвать в ней замешательство, отсечь часть стаи или вызвать выход отдельных особей за ее пределы и лишь затем прицельными бросками схватывают ставших более доступными жертв. Именно те особи, которые покидают стаю, даже на короткое время, первыми подвергаются атаке хищника и, как правило, становятся его жертвой. Нападения на отбившихся от стаи рыб происходят в несколько десятков раз чаще, чем на рыб, находящихся в стае. …Рыбы с повышенной двигательной активностью сильнее привлекают хищников, чем более спокойные жертвы.»
Антилопы и львы, волки и олени, стайка плотвы и щука, — все они живут рядом с друг другом, им не уйти друг от друга. Те, кто боится стать жертвой, держатся от хищника на дистанции, достаточной, чтобы успеть убежать. У рыб это расстояние составляет не менее 15 длин тела. У копытных животных оборонительная дистанция измеряется дистанцией обнаружения опасности и дистанцией бегства. Интересно, что дистанция обнаружения хищника зависит от того, насколько хищников (охотников) много, насколько они активны. Там, где охотники бывают редко, олени, горные бараны, сайгаки обнаруживают приближение человека с меньшей дистанции, чем в той местности, где охотники или хищники многочисленны и активны.
Например, северные олени, живущие на островах Шпицбергена, подпускают человека, не замечая его, на 270 м, и убегают со 150 м. Однако в горах Доврефьель, где много охотников и росомах, олени замечают опасность с 470 м, а убегают уже с 410 м.[111]
Дальнозоркость оленей оценивается в 600-700 м. И наблюдателю кажется странным, когда, маршируя к стаду оленей не таясь, по открытой местности, он остается незамеченным. Так подтверждается, что круг наблюдения за окружающей обстановкой определяется не остротой зрения, а уровнем бдительности животные в данной популяции.