Вожаки

Охотники приписывают вожакам особую мудрость, особую ловкость и быстроту, особую чуткость. Часто в охотничьих рассказах трудно разграничить вымысел и правду. Быть может, люди стараются приукрасить, преувеличить разум и другие особенности вожаков. Иначе как объяснить возникновение легенд о белом мустанге прерий, многие годы неуловимом для самых лихих мустангеров. Или о волчицах, рожденных от волка и собаки, которые проводят волчьи стаи через все капканы, западни, мимо отравленной привады, потому что, прожив часть своей жизни с людьми, изучили все охотничьи приемы.
Тема этой книги, сравнение собрания людей со стадом баранов, возможно вызывает у читателей отторжение. Но описания поведения людей во время природных и технических катастроф, бегства войск от воображаемого врага, возможно, уже заставили некоторых читателей согласиться, что какое-то сходство все же существует. Тема дальнейшего рассказа – сравнение поведения вождей общества и вожаков стад животных – вероятно вновь даст перевес скептицизму.
Как бы то ни было, поведение вожаков представляет большой интерес для науки. Именно у них мы наблюдаем самые сложные, до сих пор загадочные формы поведения. Когда мы говорим о сложном поведении, мы подразумеваем, что животное не следует заученным стандартам, а проявляет способность к выбору наилучшего из возможных решений или использует накопленный опыт.
Современные исследователи вожаками называют животных, от которых зависит поведение других членов группы. Подражание одного животного другому можно считать простейшим случаем использования примера вожака. Так, малыш во всем подражает своей матери. Или другой пример, одно животное нашло лакомый корм, а другое тотчас устремилось к этому месту. Однако в дальнейшем поиск пищи ведется им самостоятельно.
Мне доводилось участвовать в охотах на диких снежных баранов в компании опытных охотников-коряков на Корякском хребте. Довольно скоро они заметили, что я мешаю охоте, потому что отстаю. Они объяснили мне, что я должен строго следовать за ведущим охотником (лидером, вожаком нашей группы), точно повторять все его движения, прыгать в ту же точку или ставить ногу в ту же точку, что и он. Я должен был полностью довериться его опыту, и это оказалось и более безопасным, и помогло ускорить движение. Мои товарищи обратили мое внимание, что и бараны, за которыми мы охотились, вели себя также. Они говорили мне, что «вожак переводит группу», и надо постараться убить вожака, и тогда вся группа тотчас потеряет способность к адаптивному поведению. Животные будут крутиться на одном месте и их легко будет перестрелять.

[…] к списку литературы […]

Читайте также: