Milling и токи внутри скопления
Milling[160] и токи внутри скопления
Собравшись, люди нередко предпочитают двигаться. У движения массы людей часто нет цели, нет поиска информации, но, вероятно, это движение дает выход напряжению или возбуждению, вызванное первопричиной собрания. В социологии толпы (mob sociology) это явление называют “milling” – термин, заимствованный из лексикона американских ковбоев. В книгах о ковбойском ремесле161 “mill”, “milling” используется, когда говорят о массе скота, вращающейся на одном месте, так же как это свойственно северным оленям, лошадям, пингвинам, стаям скворцов и галок. По-видимому, в этих словах отражено сходство массы животных с массой молока, жидкого теста, цементного раствора, перемешиваемых в баке.
Milling как метод использовался ковбоями, чтобы остановить, сделать управляемой массу испуганных животных. Удары грома во время грозы, особенно ночью, неловкая работа сразу многих ковбоев, отлавливающих животных в стаде, случалось, обращали многотысячное стадо скота в паническое бегство, при котором гибли телята и слабые животные. Бегство особенно часто случалось в стадах длиннорогого скота (Texas Longhorn), отличающегося нервным темпераментом.
Для ковбоев скачка наперегонки с обезумевшим стадом, ночью, по прерии, усеянной норами земляных белок (сусликов), была опасным предприятием. Немало ковбоев погибло, когда падали их кони, особенно на пути огромных животных. Выжить под копытами стадо доводилось немногим.
Прием “milling” состоял в том, что ковбой обгонял стадо, следовавшее за животным-лидером (за лидирующей группой животных) и, нажимая на них, поворачивал влево, закручивал мчащийся поток влево, пока не возникал клубок, вращавшийся на месте, вокруг которого сжимающейся спиралью концентрировалось остальное стадо.
Такой же прием приходится применять, чтобы остановить стадо северных оленей. В моей личной практике во время работы на Камчатке и Таймыре паническое бегство стада случалось ночью, после нападения росомахи. Бегство стада оленей в темноте могло привести его под снежный склон, спустить лавину. Стадо могло умчаться на несколько километров, и, успокоившись, разойтись, что могло привести к потерям. На Таймыре такое бегство случалось в июле, когда нападения кровососущих насекомых становились непереносимыми, и стадо устремлялось на ветер. В обоих случах перед пастухами, передо мной вставала задача догнать стадо, обогнать, завернуть влево вожака или вожаков, а за ним и все стадо, закрутить клубок, остановить. В оленеводстве место, где вращается оленье стадо, называют «тандер», пастухи говорят поставить на «тандер». Вероятно, это слово имеет саамское происхождение.
Однажды табун лошадей (более 800) в Казахстане, где я работал в совхозе «Сары-Тургай», подвергшийся нападению стаи волков, устремился на ветер. Была ночь, снежный буран, почти нулевая видимость. Мой конь мчал меня вместе с табуном. Лишь оказавшись на льду озера, среди камышей, стоявших стеной, табун постепенно успокоился, но продолжал сплоченной массой продвигаться на ветер. Его вела одна из старых кобыл, которую удалось оттеснить влево, повернуть вспять, закрутить табун на месте и ждать рассвета.
Проворачивание стада (всегда против хода часовой стрелки) – постоянный метод чабанов в Средней Азии. В Туркмении пастухи называют этот прием «агдараш». Дождавшись, пока овцы широко разойдутся по пустыне, чабан кричит «агдараш», и тотчас овцы, не прекращая пастьбы, начинают поворот влево. Ведь они привыкли, что человек всегда справа. Если не послушаешься, он будет сердиться, кричать, бросит палкой, все равно заставит повернуть. Оттого более умные овцы и козы (у них ноги короче, они медленнее ходят) предпочитают пастись на левом фланге, подальше от человека, двигаться по малому кругу. Здесь, в левой части отары, как бы центр тяжести отары, вокруг которого вращаются по большому кругу молодняк, овцы без ягнят, более подвижные животные, не любящие тесноты.
Отара привыкает крутиться влево, и продолжает поворачиваться, даже если оставить ее на несколько часов без внимания. Только когда хотят распустить овец пошире – заходят слева, навстречу вращению, как бы разворачивают клубок.