Исследования Г. ЛеБона
Французский ученый Г. ЛеБон (G. LeBon) поселился в Париже в 1860 г. Это было время рабочих волнений, во время которых массы людей выходили на улицы Парижа. В 1871 г. была жестоко подавлена Парижская коммуна. Г. ЛеБон наблюдал, как скопления людей вдруг превращались в единую в своем поведении толпу, и смог предложить гипотезы, сохраняющие свое значение поныне.
Сочинения Г. ЛеБона были наполнены прозрениями и в тоже время духом расизма и национализма, предубеждением против демократии. Известно, что сочинения ЛеБона использовались идеологами нацизма. Исследования поведения толпы и людей в толпе Г. ЛеБона сохраняют важное значение в социологии человека. Редко какой автор не использует или хотя бы не упоминает его работы.
В своей книге «Психология масс»[164] Г. ЛеБон писал: «Под словом «толпа» подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Но с психологической точки зрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известных условиях – и притом только при этих условиях – собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Собрание в таких случаях становится тем, что я назвал бы, за неимением лучшего выражения, организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы».
«Без всякого сомнения, одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы; для этого нужно влияние некоторых возбудителей, природу которых мы и постараемся определить. Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении – главные черты, характеризующие толпу, вступившую на путь организации, – не требуют непременного и одновременного присутствия нескольких индивидов в одном и том же месте. Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в известные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, таким образом, все черты одухотворенной толпы. Стоит какой-нибудь случайности свести этих индивидов вместе, чтобы все их действия и поступки немедленно приобрели характер действий и поступков толпы. В известные моменты даже шести человек достаточно, чтобы образовать одухотворенную толпу, между тем как в другое время сотня человек, случайно собравшихся вместе, при отсутствии необходимых условий, не образует подобной толпы. С другой стороны, целый народ под действием известных влияний иногда становится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смысле этого слова. Одухотворенная толпа после своего образования приобретает общие черты – временные, но совершенно определенные. К этим общим чертам присоединяются частные, меняющиеся сообразно элементам, образующим толпу и могущим в свою очередь изменить ее духовный состав».
Г. ЛеБон дал множество психологических характеристик поведения людей в толпе и поведения толпы как некоего единого целого. Книга Г. ЛеБона переведена и доступна в Интернете[165]. Кроме того, Мокшанцев и Мокшанцева (2001) дали обзор, которым при желании можно воспользоваться[166]. Мы же остановимся лишь на тех положениях натурфилософа, которые могут комментированы с точки зрения биолога.