Бесструктурные скопления
Бесструктурные скопления – по-видимому абстракция. В любом скоплении людей есть половая и возрастная структура, присутствуют люди в форме или с иными признаками, позволяющими определить соседям их социальный статус. Даже в таких, казалось бы, случайно возникших скоплениях как толпа покупателей перед магазином, часто присутствуют родственники или знакомые, связанные договоренностью действовать определенным образом. Тем более структурирована толпа, если считать таковой болельщиков на футбольных матчах.
Поведение разбушевавшихся толп мы наблюдаем не столь часто, как хулиганство групп молодых людей, которых, как говорят, «тянет на подвиги». Большей частью эти люди уже были знакомы раньше, может быть приехали вместе. Хулиганство одиночек случается реже, чем плохое поведение небольших групп. Следовательно, не анонимность участников, а их знакомство друг с другом способствует нарушениям общественных норм.
Изучение бесчинств футбольных болельщиков показало, что присутствие в толпе болельщиков групп знакомых увеличивает вероятность нарушения порядка. Болельщики стараются отличиться перед своими друзьями, плохое поведение повышает их статус в сообществе болельщиков[175]. Хулиганы охотно дают себя сфотографировать, дают интервью. Здесь же, во время беспорядков завязываются новые знакомства, т.е. происходит структурирование толпы.
Обобщения, касающиеся поведения толпы, должны учитывать множество обстоятельств, в которых происходили массовые волнения. Среди них, как видим, важна степень структурированности толпы до наступления событий. Можно ли рассматривать толпу – объект исследования как сборище анонимных индивидов, или толпа состояла из групп знакомых между собой людей, или даже групп людей с взаимозависимым поведением (внутригрупповой дисциплиной).
Споря с ЛеБоном, Berk (1974) пытался доказать, что участники толпы действуют сознательно, как бы вычисляют, что из поведения соседей приемлемо для них самих.[176] Участники толпы не менее рациональны, чем им свойственно в других ситуациях. Они вполне отдают себе отчет, чего добиваются, а пребывание в толпе редуцирует возможную плату за поступки, например, за насилие над беззащитной перед толпой жертвой. Позиция Berk[177], кажется, более соответствующей реальности. Люди в толпе сохраняют понимание своих поступков и поступков соседей, и подражают (или не подражают) им. Ощущение пониженной ответственности, которое люди испытывают, находясь в толпе, не означает, что они не осознают своего поведения, в том числе и рационально рассчитывая на меньшую ответственность и, на крайний случай, меньшее наказание.