Гон оленей (часть 3)
У молодых матерей (двухлетних) появление молока нередко происходит с задержкой — через полдня – день после отела. Соответственно, не успевают возникнуть и установиться их связи с новорожденным, поскольку «свой» запах олененка возникает после первого сосания. По сути, это «свой» запах матери, проявившийся в молоке (его капли попадают на голову олененка во время сосания) или кале олененка. Важенка в первую очередь обнюхивает зад и голову олененка, кроме того, его спинку. Поэтому олененка или таскают по пастбищу за задние ноги, волоча по снегу, или носят, держа рукой под грудью. При этом важно не нанести на олененка запаха человека.
Чтобы олененок начал сосать молодую мать, ее ловят, связывают ноги так, чтобы она могла стоять, но не убежать. Олененку дают пососать вымя, поймав и повалив мать. Для установления связи олененка с матерью необходимо, чтобы он научился сосать (а мать позволяла ему сосать) в нормальной позе, т.е. стоя сбоку и просунув голову к вымени. Обычно мать, которую приучают к теленку, пугается, бодает малыша (как мы помним, она сбросит рога только через три дня после отела). Чтобы облегчить прием матерью олененка, в первый день ее не кормят, в последующие два-три дня позволяют немного пастись, удлиняя веревку, на которой важенка привязана. Олененка в этот период также два-три раза в день кормят, для чего важенку валят на снег.
Случается, молодая важенка (двухлетка) продолжает сосать молоко у своей матери, отбирая его от новорожденного. Встречаются также важенки, грызущие копытца новорожденных оленят (таких важенок называют «тетками»). Наказывать таких важенок бесполезно. Пастухи стараются вызвать страх или избегание такой важенки у самой матери. Воровку ловят, валят, режут шерсть на боках, подпаливают шерсть на морде, придавая, таким образом, неприятный запах, который должен бы вызывать избегание других оленей. Прошлогоднему теленку вставляют в нос палочку (поперек, проткнув носовую перегородку) и укрепляют ее ремешком. Это мешает просунуть нос к вымени.
Бывает, по недосмотру бригады с матерью ходит прошлогодний теленок. Важенки, имеющие годовалого теленка, часто бросают новорожденного, хотя отношение к нему бывает нормальным, сохраняется материнский инстинкт. Оправившись после отела, мать начинает поиск корма, уходит с места отела. Каждый ее тревожный призыв находит отзыв у годовалого олененка, так же как и удовлетворяется потребность кормить молоком. В результате материнский инстинкт бывает удовлетворен, и важенка бросает на произвол судьбы новорожденного, еще не имеющего сил следовать за ней достаточно быстро. Возвращенная к беспомощному теленку, мать охотно его кормит, вылизывает, так может продолжаться двое – трое суток (важенку привязывают за шею веревкой), но и после этого срока, если новорожденный еще слаб, он опять бывает покинут. Единственным способом воздействия бывает удаление старшего теленка. Для этого на годовалом теленке режут клочьями шерсть, обрезают уши и хвост, вызывая кровотечение, опаливают огнем шерсть на голове и у хвоста, чтобы придать чужой запах. Все это отпугивает мать, заставляет ее забыть о прошлогоднем олененке.
Если новорожденный теленок погиб, а годовалый остался с матерью еще на один год, а это теленок-важенка, её необходимо зимой отбить в другое стадо. Иначе, на следующий год, будучи уже первотелкой, этот теленок снова попадет с матерью в одно стадо, снова повторится трагедия прошлого года, причем бросит теленка не только старая важенка, но и первотелка, стремясь следовать за матерью.
В первые семь дней жизни распорядок дня теленка целиком связан с питанием. Но важенка позволяет ему сосать лишь, когда в вымени накопится молоко. Происходит это в те же моменты, когда важенка кончает кормиться и когда кончает отдыхать. Так продолжается в течение месяца.
Телята питаются только молоком примерно до 3-4 недельного возраста. Как раз в это время появляется зеленая растительность. К этому времени оленята становятся крепче, едят лишайники и зеленый корм сами. Однако сосут все же довольно часто.
До трех месяцев, а иногда и позже, важенка со своим теленком составляют особую, во многом независимую от остального стада пару. Пока у важенки не накопилось молоко, а теленок не проголодался, они движутся вместе со всем стадом. Когда накопится в вымени молоко, важенка вспоминает о теленке и начинает его искать. Если он не следует за ней, важенка уходит из стада и ищет его в месте, где в последний раз его кормила. Также и теленок, проголодавшись и не находя мать, бежит к месту, где она его последний раз кормила. Оба приходят точно в то место, где и встречаются. Телята проявляют способность безошибочно находить место последнего кормления уже с 1-2 дня жизни. Если мать погибла, теленок подолгу не уходит с места последнего кормления. Также трудно бывает заставить важенку вернуться в стадо, забыть о теленке.
В лесу, а нередко и у тундровых оленей, важенки оставляют теленка где-то в укромном месте (в кустах), а сами уходят на поиски корма или убежища от гнуса. Телята неподвижно ожидают матерей в укрытии. Когда у важенки накапливается молоко, она возвращается, кормит своего малыша и уводит за собой.
Связь с матерью остается прочной пока теленку не исполнится 4 месяца, т.е. до конца лета. В это время (одновременно с окончанием питания зелеными растениями) у важенок резко уменьшается выделение молока, что и служит причиной ослабления материнского чувства и привязанности олененка к матери. До этого времени трудно отбить теленка от матери, перегнать его в другое стадо.