Коллективное поведение и покорность масс судьбе
Начиная с Г. ЛеБона, поведение толпы рассматривается как нечто активное, агрессивное, нарушающее общепринятое поведение в обществе. Однако хорошо известен и другой вариант поведения толпы – подавленность, покорность судьбе. Быть может всякий, кто читал воспоминания немецких военных, наступавших в 1941 г., обратил внимание на повторяющееся описание многотысячных толп советских пленных, покорно бредущих под присмотром немногих конвоиров, или безразлично сидящих не земле – голодные, под дождем, умирающие, но не проявляющих признаков сопротивления183. Читатель думает, почему они не разбегались, не пытались выжить? Те ли это советские солдаты, что проявляли чудеса героизма, изгоняя оккупантов со свой земли, рисковавшие ради победы жизнью даже в последний день войны?
Но так вели себя не только советские пленные. В воспоминаниях немецкого артиллериста, участвовавшего в походе фашистской Германии на Голландию, Бельгию, Францию, мы читаем: «…навстречу тянется разбитая бельгийская армия. У солдат усталые безразличные лица, большинство из них фламандцы. Почти нет охраны. Обычно ее осуществляет один немецкий солдат, чаще всего на велосипеде, конвоируя таким образом до тысячи пленных»[184].
Вспомним евреев, тысячными колоннами безропотно шедших на убой во времена Холокоста[185]. Почему эти евреи не проявили такие же чудеса храбрости, какую проявляли евреи на фронте?[186]