Поведение хищников
Несмотря на защитные эффекты стада (стаи), крупные сильные хищники голодными не остаются. Те из них, кто способен на быструю и неожиданную атаку, не выбирают жертву, а стремятся вызвать как можно больший хаос в стае, разрушить ее единство и лишь затем начинают прицельное преследование отбившихся жертв. Пила-рыба, меч-рыба или марлин вызывают паническое бегство или даже ранят своих жертв резкими движениями из стороны в сторону вооруженным рострумом. Некоторые акулы достигают того же за счет длинной верхней лопасти хвостового плавника. Часто результативные атаки хищников на стаи рыб следуют из глубины, из менее освещенных слоев воды, откуда они могут незаметно приблизиться к жертвам[112].
Когда волки нападают на стадо диких копытных, они мчатся вдоль его края, дожидаясь пока более слабое или больное животное замедлит ход и станет легкой добычей. Попеременно гоняться за отдельными животными в стаде бесполезно. Редко случается, чтобы волки пытались ворваться внутрь стада. Однако домашние северные олени и овцы, будучи менее пугливыми, случаются, не сразу собираются в плотную массу. В такой «рыхлой» массе волки (и ездовые собаки, случайно попавшие в стадо) кусают, калечат множество животных. В этом случае воочию виден защитный эффект плотной массы животных.
Некоторые хищники способны к коллективной охоте: оттесняют стаю рыб, которыми питаются, на мелководье и здесь добывают. Сходный способ – прижать стаю к поверхности воды. Эффективность охоты бывает очень высокой – до 75% успешных атак.
В Мексиканском заливе исследовали охоту пятнистой морской форели (Cynoscion nebulosus) на стайки заливного менхадена (из семейства сельдевых) (Brevoortia patronus). Хищник обычно нападал сзади, но юркие рыбки в стае мгновенно расступались, образуя как бы коридор. Исследователи выбрали эту ситуацию, потому что в бурной тамошней воде рыбки не могут заметить хищника все сразу. Они узнают о нападении по поведению соседних рыбок. Но и хищникам приходится охотиться группой. Несколько форелей (до пяти) выстраиваются шеренгой и нападают как вихрь. Атакованная стайка делится на мелкие группы, где рыбки становятся более легкой добычей, они уже не могут перестраиваться также быстро как большая стая[113]. Процеживание стаи через шеренгу хищников известно для пеликанов, дельфинов, косаток.
Известно немало примеров, когда крупных хищников сопровождает один или несколько видов мелких хищников. Гиены и шакалы – обычные спутники африканских гиеновых собак, гепардов, львов; песцы нередко сопровождают белых медведей; волки, лисы, мелкие куньи подбирают остатки добычи тигра; шакалы, лисы нахлебничают за снежным барсом. Взаимодействие разных видов хищников не ограничивается нахлебничеством более слабых и мелких за более крупными и удачливыми на охоте. «Адъютанты» помогают своим «предводителям» обнаружить и загнать добычу, нередко устремляются ей наперерез.
Предполагают, что именно такими «адьютантами» древнего человека являлись волки. Взаимодействие на охоте положило начало одомашниванию волка, использованию его для гоньбы за копытными. Это подтверждается анализом поведения охотничьих и пастушеских собак.